вторник, 24 июля 2012 г.

Дело Пономарей(Запорожье):НА ПОДХОДЕ К ФИНИШУ, Сергей ГРИГОРЬЕВ

"НА ПОДХОДЕ К ФИНИШУ"

5Сергей ГРИГОРЬЕВ


Два года назад (28.07.2010) взорван Свято-Покровский храм (в 1992 – 2003 гг. – кафедральный собор) на Малом рынке в Запорожье. Два года пономарь Антон Харитонов (1985 г.р), его сводный брат Сергей Дёмин (1977 г.р.) и пономарь Евгений Федорченко (1986 г.р.), обвинённые в совершении данного преступления, продолжают сидеть за решёткой. Когда и чем завершится этот беспрецедентный по меркам СНГ судебный процесс, до сих пор не берётся предсказать никто из тех, кто держит его в поле зрения с самого начала.

Известно лишь, что очередное заседание суда Жовтневого района Запорожья по т.н. «делу пономарей» назначено на 13 сентября с.г. К этому времени, как ожидается, должны быть готовы результаты очередной экспертизы видеозаписи воспроизведения обстоятельств злодеяния, в ходе которого (воспроизведения то бишь, сделанного 31.07-5.08.2010) фигурируют все трое подсудимых. Предыдущая экспертиза, проведённая профильным НИИ в г.Донецке, говорит о том, что в ходе предварительного следствия на ребят было оказано психологическое давление, посему их показания «даны не самостоятельно». Иначе говоря, эти показания А.Харитонова, С.Дёмина и Е.Федорченко против самих себя нельзя считать реальным доказательством их якобы «виновности». Впрочем, старший прокурор Андрей Кметь, судьи Владимир Минасов и Виктория Васецкая, а также, по-видимому, все четверо народных заседателей считают иначе, в силу чего видеозапись воспроизведения направлена на альтернативный анализ в аналогичный НИИ судебных экспертиз, расположенный в Киеве.

Какими бы, однако, ни были выводы столичных криминалистов, весь ход судебного процесса по уголовному делу № 7501003 ясно говорит о том, что на период с вечера 27 по первую половину дня 28 июля 2010 г. включительно у вышеназванных Антона, Сергея и Евгения есть твёрдое алиби, подтверждаемое рядом убедительных свидетельств из абсолютно различных источников. В мельчайших подробностях доказательства их непричастности к мерзкому злодеянию изложены в ряде запорожских изданий (в частности, в серии публикаций еженедельника «Искра» за 10 и 24 февраля, 10 марта, 14 апреля, 19 мая, 16 и 30 июня, 28 июля 2011 г.). Освежить эти данные в памяти при желании можно на сайте deloponomarey.zp.ua.

Но сегодня – речь о другом. А именно о том, в силу каких таких причин суд в составе вышеназванных «2+4″ демонстрирует столь вопиющее пренебрежение к элементарной человечности, не говоря уже о чисто юридическом принципе презумпции невиновности Ведь уже 20 июня прошлого года Владимиру Минасову, Виктории Васецкой и «присяжным» (четырём дамам среднего возраста) были представлены все без исключения доводы в пользу невиновности парней. Тем не менее представители Фемиды отклонили ходатайство адвокатов Валентина Наливайко, Аллы Подколзиной и Юрия Шулякова об изменении их подзащитным меры пресечения на подписку о невыезде. Все последующие ходатайства (последнее по времени – от 13 июня с.г.) об освобождении ребят из-под стражи вершители своеобразного нашего «правосудия» тоже отклонили.

И это – несмотря на то, что за два года пребывания в неволе (сначала – в ИВС, затем в СИЗО) Антон, Сергей и Женя, который и без того имел серьёзные проблемы со здоровьем, «заработали» по букету довольно тяжёлых недугов. Излечить их и в домашних-то условиях непросто. Ту же мочекаменную болезнь. Или, не дай Бог, простатит, переходящий в острую хроническую фазу. О разнообразных кожных инфекциях, кои фигуранты данного УД то и дело «подцепляют» в узилище, и говорить не приходится: следы йода, зелёнки и прочих препаратов на руках у ребят видны порой в ходе судебных заседаний.

Но и это ещё не всё. Кто-нибудь, кроме родных и близких А.Харитонова, С.Дёмина и Е.Федорченко, хоть раз задумался о том, чего стоит их родителям организовать визит в СИЗО стоматолога или уролога? Имеется в виду не только гонорар приглашённым докторам, но и бюрократическая канитель при посещении ими следственного изолятора. К тому же далеко не каждый лекарь согласится совершить «экскурсию» в тюрьму. Даже за большие деньги. Скажем, мама одного из подсудимых нашла для него зубного врача лишь с четвёртой или пятой попытки. Утверждают также, что далеко не все передаваемые с воли медикаменты (в т.ч. дорогостоящие) доходят до несчастных «сидельцев».

Неужели В.В.Минасову и В.В.Васецкой легче дышится при мысли, что из-за их твердокаменной «принципиальности» трое молодых ребят испытывают дополнительные страдания – как физические, так и нравственные? Или граждане судьи не в курсе, каково месяцами и годами «париться» в переполненной душной камере, особенно в летнюю жару? Ладно, допустим, намерены вы дать Харитонову, Федорченко и Дёмину реальные срока – кто ж вам помешает? Только зачем при этом ещё и изощрённо издеваться над ними? Ведь они и так уже наказаны сверх всякой меры.

То же самое касается матерей псевдо-«подрывников» – О.Н.Дёминой и И.Е.Пашковской. За счёт каких внутренних духовных и душевных резервов Ольга Николаевна, мама Антона и Сергея, а также Ирина Евгеньевна, мама Жени, выдерживают выпавшее на их долю чудовищное испытание? Это ж какую силу любви и веры в Бога надо иметь, чтобы, несмотря ни на что, не обозлиться на весь мир, чтобы не слечь пластом, чтобы по два-три раза в неделю, выстояв длинную очередь, передавать в тюрьму продуктовые посылки, чтобы молить Господа не только об избавлении из темничных уз родных кровинушек, но и «об умягчении злых сердец» «человек некоторых»… Когда я вижу всё это воочию, у меня мороз по коже. Вот где сюжет для современной драмы на актуальнейшую злобу дня! По этой же причине мне всякий раз невыразимо больно и стыдно смотреть Ирине и Ольге в глаза – из-за того, что вот он я, жив-здоров, но все мои предыдущие публикации о перипетиях УД № 7501003 не разбудили нравственного чувства номинальных вершителей судопроизводства, ни на йоту не облегчили участь угасающих за решёткой троих молодых парней.

На мой взгляд, первопричиной очевидного «беспредела», который творится у нас в пресловутом «деле пономарей», является, говоря церковным языком, теплохладное состояние нашего общества. Теплохладность – это глубинное равнодушие к истине, маскируемое как бы намёком на сочувствие к ней, нежелание и неготовность защищать своё понимание Божией правды не то что до последнего издыхания – даже путём публичного обнаружения личной позиции в том или ином «щекотливом» вопросе, в наши дни вполне безопасного.

Предлагаю мысленный эксперимент. Представьте себе на миг, что нечто похожее на резонансное «дело пономарей» происходило бы в царствование Императора Александра II. Как отреагировали бы на ход данного процесса пассионарии-народовольцы? Представили?.. При этом, вне сомнения, всё тогдашнее «образованное мыслящее общество» на руках бы носило «благородных мстителей за поруганную справедливость», даже если бы последних в итоге отправили на эшафот. Или, в лучшем случае, «во глубину сибирских руд».

Хочу, впрочем, чтобы меня поняли правильно. Ни в коем разе не призываю никого к противозаконным насильственным действиям, тем более что в современных условиях индивидуальный «святой террор» против конкретных (имярек) «винтиков» системы абсолютно контрпродуктивен. Ну, «убрали» для примера одного «негодяя» (дескать, «трепещите, тираны!»). На его место тут же поставят нового (ещё вопрос, лучшего ли). Начинай потом процесс «с нуля»! А хлопцам опять сидеть и сидеть… Так что Бог им Судья, всем этим господам и дамам в мантиях! «Мне отмщение, и Азъ воздамъ»,- сказал Господь, и слово Его неотменимо.
Проблема, собственно, в другом. Существует масса вполне легальных мирных способов воздействия на любую правовую коллизию. Можно, к примеру, от рассвета до заката (и от заката до рассвета) молча пикетировать с плакатами под окнами по месту жительства судей и народных заседателей. Раздавать при этом листовки с кратким описанием сути проблемы. Через какое-то время акция привлечёт внимание СМИ, в т.ч. электронных…

Кроме того, в православных приходах Запорожья есть люди, которые открыто сочувствуют подсудимым по т.н. «ДП» и не верят в их вину. Как правило, эти тихие, незаметные, скромные бабушки и дедушки очень хотят, но не знают, чем именно помочь «в узах сущим болящим Сергию, пономарям Антонию и Евгению». У последних, в свой черёд, есть родные и друзья. Что (или кто) мешает им организовать среди сердобольных прихожан регулярный, системный сбор продуктов и денег в пользу подсудимых? Поставьте себя на место той же О.Н.Дёминой, оба сына которой (других нет) «привлечены». А ещё и старенькая мама Галина Афанасьевна (бабушка Антона и Сергея) на руках.

К сожалению, от заседания к заседанию на «процессе пономарей» бывает всё меньше народу. Если в январе-феврале 2011 г. от желающих присутствовать на нём буквально не было отбоя, то вот уже как почти год число представителей заинтересованной «публики» уменьшилось до «сухого остатка». Такое впечатление, что полтора-два десятка «завсегдатаев» скоро начнут, что называется, «дружить семьями». Среди самых стойких (и узнаваемых) особо выделяются заслуженный юрист А.Л.Шацкий, экс-прокурор Запорожской области, и Н.Н.Синенко, в недавнем прошлом – старший следователь по особо важным делам областного Управления внутренних дел. И хотя суд боязливо, в нарушение закона и здравого смысла отказал Александру Леонидовичу и Николаю Николаевичу в праве защищать ребят на общественных началах, присутствие на процессе этих двух профессионалов высочайшего класса, во-первых, позволяет чётко фиксировать постыдные благоглупости «минасовой» Фемиды, во-вторых, избавляет пишущую братию от досадных ошибок, а в-третьих (и это самое главное), внушает во всех нас веру в конечное торжество Закона и Справедливости.

Но вернёмся к теплохладности. Именно отсюда – ажиотажное перевозбуждение СМИ на старте и в самых скандальных моментах процесса. И опять же полное равнодушие Mass-media в «неинтересных» (якобы «рутинных») промежутках. Хотя они, эти «паузы», куда более значимы в плане хотя бы моральной поддержки подсудимых, их родственников etc.

В этом, к слову, нельзя упрекнуть коллег из ТРК «Алекс» и еженедельника «Прав.Да»: по мере возможности они освещают процесс на системной основе. Изрядно подсобили и журналисты ряда центральных телеканалов – в частности, «1+1» (Яков Носков), ICTV (Дмитрий Мороз), TVi (Артём Шевченко). Что до областной организации Национального Союза журналистов Украины, то она, увы, стыдливо промолчала, когда 3.02.11 с подачи государственного обвинителя г-н Минасов запретил видео- и фотосъёмку в зале суда. И хотя такой запрет по существу не влияет на понимание сути «ДП», за подобное неуважение к себе «цепные псы демократии», творящие на Западе, мигом поставили бы крест на дальнейшей карьере «врага свободы слова и прессы». Быть может, хотя бы новое руководство ЗОО НСЖУ проявит бойцовский характер, поставив вопрос о возобновлении видео- и фотосъёмки процесса по УД № 7501003?

Вызывает вопросы и красноречивое, уже о многом сказавшее молчание нынешнего руководства Запорожской епархии по «делу пономарей». С одной стороны, в епархиальной прессе опубликована статья, которая демонстрирует сочувствие к ребятам и уверенность в их невиновности («Летопись Православия». «С верой в праведный суд», № 5, 2011). Но с другой, налицо явное нежелание владыки Луки, архиепископа Запорожского и Мелитопольского, ходатайствовать перед судом об изменении Антону, Сергею и Евгению меры пресечения на подписку о невыезде. Вот интересно, как повели бы себя В.В.Минасов и В.В.Васецкая, ежели б Его Высокопреосвященство аки пастырь добрый похлопотал перед ними о своих духовных чадах, длительно томящихся в застенках? Неужели посмели бы отказать правящему архиерею? А если бы и отказали, то от этого его авторитет в среде церковного народа вряд ли бы пострадал. Скорее наоборот. Теперь же, увы, «всюду ропот». Почто, дескать, не озаботился?..

И потом, что означает постоянное присутствие рядом с правящим архиереем архимандрита Леонида (Шеремета), секретаря епархии плюс по совместительству – экс-настоятеля Свято-Покровского храма (ныне свв. князя Петра и княгини Февронии) на Малом рынке, равно как и старшего пономаря Антона Афанасьева? Это лица, в отношении которых публично высказаны достаточно аргументированные подозрения насчёт того, что они, эти «лица», причастны к резонансному «фейерверку». Значит же сие одно из трёх: либо владыка Лука не в курсе этих подозрений (т.е. не читает местных газет); либо архипастырь в теме, но обладает стопроцентным доказательством того, что подозрения насчёт о.Леонида и А.Афанасьева иллюзорны (где тогда аргументы?); либо же архиерей даёт понять, что мнение «воцерковлённых масс» ему не слишком интересно.

Как бы там ни было, «дело пономарей» выходит на смысловой финиш. И на этом финише все мы будем однозначно иными, нежели на старте.
Автор статьи: Сергей ГРИГОРЬЕВ
http://www.deloponomarey.zp.ua/2692.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий